Ушедшие (Okuribito)
Режиссер: Йохиро Такита
В главных ролях: Масахиро Мотоки, Риоко Хиросуе, Цутому Ямазаки
Оскар 2009 года за лучший зарубежный фильм
Картина «Ушедшие», принесшая режиссеру около шестидесяти наград. Главный герой картины виолончелист Дайго Кобаяши потерял работу и вместе с женой перебирается из Токио в родную провинцию. Там у Дайго есть дом, оставшийся после смерти матери, в этом городе живут его друзья и воспоминания. Кобаяши быстро находит работу «ноканси» в похоронном бюро. Теперь в обязанности несостоявшегося оркестранта входит совершение ритуала подготовки умершего к похоронам. Дайго омывает покойника, наносит на его лицо грим и одевает тело. Все это, как водится в Японии, не торопясь, с чувством. Наставником Кобаяши становится его босс. Этот человек, с видом всезнающего ламы, кажется, объясняет своему подопечному не тонкости ритуалов, а законы бытия. Через новоприобретенную профессию главный герой начинает осознавать себя. Работа, казавшаяся вначале кошмаром, оказывается его призванием. «Ушедшие» - это драма, которая не опускается до мелодрамы и, не смотря на забавные моменты, не превращается в комедию. Впрочем, это не помешало некоторым критикам окрестить картину трагикомедией. Просмотр фильма оказывает на зрителя довольно странный эффект. Ничего экстраординарного, кроме профессии главного героя, в нем нет. Темы смерти, взаимоотношений отцов и детей, одиночества и самопознания - которые поднимает в своем фильме Такиту - мягко говоря, не новы для мирового кинематографа. И, тем не менее, он «цепляет» зрителя, а понимание всех этих нюансов приходит уже потом. Может быть, все дело в том, что в этой драме есть какая-то бытовая мудрость, доступная любому нормальному человеку. Глядя на Кобаяши и его учителя-босса понимаешь, что для того чтобы прожить жизнь достойно совсем не обязательно быть избранно-просветленным, ударяться в крайности религии и аскетизм. Ключевыми в жизни героев становятся смирение и, как это не странно, профессионализм, благодаря которым Дайго обретает себя. Это, конечно, очень по-японски: покорность судьбе и щепетильность, тяга к совершенству во всем, если хотите. Но тут впору вспомнить наше славянское: «терпение и труд все перетрут» и (и скажите, что это не близко японцам…) окажется, что фильм о чем-то близком и понятном не смотря на восточный антураж.