-
Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь“ … во времени ничего нельзя ухватить, помимо “теперь““; “...во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь“… Теперь“ есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого… Так как “теперь“ есть ... конец прошедшего и начало будущего, то... время всегда начинается и кончается... И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
“Теперь“ каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в полноте своей пребывать не может
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Но в чем состоит сущность первых двух времен: т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее и прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение, переставая существовать…
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Пусть же никто не говорит мне, что движение небесных тел и есть время... я вижу, что время есть некая протяженность
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
В тебе, душа моя, измеряю я время… Впечатление от проходящего мимо остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло?
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
На день надо смотреть как на маленькую жизнь.
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“