Наверное, трудно найти в России взрослого человека, который не видел советский фильм 70-х годов “Самая обаятельная и привлекательная“.. Если кто не видел, то я поясню - в фильме речь идет о том, как некая одинокая, замордованная работой женщина средних лет нашла себе “мужчинку“, подняв свою самооценку до небес. Фильм является апофеозом советского мифотворчества на эту тему - якобы, для мужчин привлекательны лишь те женщины, что сами считают себя таковыми. Надо заметить, этот фильм включает в себя целый ряд совковых мифов, он ими просто пронизан, но речь сейчас не об этом, а другой стороне медали - о завышенной самооценке женщин, которая, в действительности, является для них большой проблемой, большей чем многие другие.
Что такое ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА, или, как я его называю, “комплекс звезды“? Это неадекватная субъективная оценка человеком самого себя, искаженное (завышенное) представление о своих возможностях, способностях и т.п., стремление к максимально позитивной оценке своих поступков в любых ситуациях. Вообще говоря, это - универсальное определение, которое одинаково для обоих полов. Но сейчас мы поговорим именно о женских особенностях проявления завышенной самооценки, ибо это очень распространенная проблема современных женщин, которую большинство просто не осознает, и, более того - многие пытаются отрицать факт ее существования.
Итак, откуда это вообще берется? Как обычно, корни всех моделей поведения - в детстве. Страдает “комплексом звезды“, как правило, та женщина, которая была единственным (чаще всего) или старшим ребенком (реже) своих родителей. С самого раннего детства такие дети начинают ощущать себя “центром вселенной“, вокруг которого происходит движение большого количества взрослых, все интересы которых подчинены ребенку - ребенок захотел спать, ребенку в тесной квартире создали тишину, темноту, все ходят на цыпочках - ах, не дай Бог разбудить! Не хотим кашку? Ну, на тебе деточка, вишенку! С самого раннего возраста горе-родители дают ребенку возможность “выбора“ - и малышке становится важным уже сам процесс выбора, позволяющий влиять на взрослых, которые составляют, по сути, весь внешний мир ребенка на ранней стадии развития - таким образом ощущения “мира, вертящегося вокруг тебя“, закрепляется (в нормальной семье не может вся семья подчинять себя интересом одного ребенка - детей несколько, и важны их коллективные интересы, а не индивидуальные, и также интересы взрослых важны - на цыпочках ходят, когда спит не малыш, а уставший с работы папа). Если к более старшему возрасту ребенок так и остается один, все это нездоровое восприятие окружающего мира закрепляется, цементируется и ребенок окончательно утверждается в мысли собственной исключительности и особенности, непохожести на других людей (детей). Масла в огонь подливают родители - сюсюкающие с малышом, говорящий комплименты, положительно и с умилением оценивающие любые поступки ребенка. Конечно, с возрастом запросы, аппетиты такого ребенка растут и неизбежно вступают в конфликт со взрослыми членами семьи, на этом этапе бывает по разному - иногда интересы подростка игнорируются, давятся, или наоборот, им потворствуют - но взбалмошный характер уже сформировался, и добиться консенсуса невозможно. С раннего школьного возраста, родители, которые плохо понимают роли полов в семье, прививают девочкам стремление к учебе, оценка ее деятельности, в основном, привязана к ее успехам учебе, а не в домашнем труде. Девочку хвалят за хорошие оценки и ругают за плохие, если она более-менее усидчива, то плохих оценок бывает немного - и ее самооценка, а также мотивация - растет. Постепенно она привыкает мерять успех в жизни этим - успехами в учебе. В разговоре с таким ребенком 8-11 лет нередко можно услышать оценку сверстника “он двоечник“ - как негативную оценку. Горе родителям и самому ребенку, если девочка учится в младших классах хорошо! Девочке говорят старшие “ты умная“ - и ей хочется соответствовать этому, подтверждая это успехами в учебе. Учеба становится самоценной потребностью, любые неудачи в ней превращаются в трагедии, чем старше - тем больше. Ведь характер учебы к старшим классам меняется - недостаточно уже простой усидчивости, зубрежки - все же нужно нечто большее, чего, как правило, недостает. Нацеленность на высокий результат оборачивается субъективным ощущением неуспеха, глубокими переживаниями, депрессией в случае достижения не столь выдающихся результатов в учебе. Так формируется невроз*. Отдельно у девочек, по мере взросления, формируется самооценка собственной внешности - если девочке с раннего детства внушалось, что она не только “умная“, а еще и “красивая“. Ребенок, естественно верит старшим, в результате чего теряется объективная оценка своей внешности, появляется тенденция к ее переоценке, формируется болезненная, нездоровая реакция на критику.
Все вместе - это гремучая смесь, “комплекс звезды“ - молодая девушка считает, что она - самая умная, самая красивая, что ей “все должны“, а любые негативные оценки в свой адрес она считает неверными, несправедливыми, преследующими цель ее обидеть.
Вот ряд признаков наличия комплекса звезды :
1)Стойкое ощущение своей “непогрешимости“, ни на чем не основанной уверенности в своей правоте в любой ситуации.
2)Непризнание авторитетов - ничье мнение не является авторитетным, если оно идет вразрез с собственным.
3)Стремление спорить, пререкаться со старшими по возрасту и статусу
4)Уверенность в том, что причиной личных проблем обычно являются окружающие или некие “обстоятельства“, но никогда - не ищется проблема в себе
5)Желание постоянно с кем-то соперничать, выигрывать, быть на первых ролях, лучше других и т.д., получить признание окружающих, стать “начальником“, сделать “карьеру“.
6)“Ячество“ - часто употребление в речи местоимения “я“.
7)Отказ от помощи - “Я сама“!
8)Невосприимчивость к критике - любая критика воспринимается как агрессия в собственный адрес, с соотвествующей ответной реакцией, резко снижена самокритика.
9)И при всем при этом - боязнь сделать ошибку, поступить неправильно, ощущение необходимости “всегда делать все правильно, лучше других“.
10)Переживание неудач, депресии, которые, однако, тщательно прячутся от окружающих.
Чем же все это мешает в жизни? Ну, как уже говорилось выше - женщины страдающие “комплексом звезды“, стремящиеся добиться “всего и сразу“, тяжело переживают малейшие неудачи и несчастья, на почве этого часты депрессивные неврозы*. Малейшая неприятность способна вызвать у них переживания.
Что немаловажно - “комплекс звезды“ мешает построению нормальных отношений с мужчинами - обычные мужчины не терпят присутствия рядом с собой взбалмошной, злонравной “звезды“, либо “ставя ее на место“, либо просто ибавляясь от нее, но, напротив, женщины с таким поведением привлекают мужчин вялых, слабохарактерных, с заниженной самооценкой, с низким уровнем доходов. Поэтому-то у большинства женщин-“звезд“ отношения с мужчинами не складываются. Но, быть может, у такого образа жизни есть и преимущества? Да, действительно - женщины с высоким уровнем самооценки чаще, чем другие женщины, с равным уровнем интеллекта, добиваются успехов в учебе, “карьере“ за счет лучшей мотивации. Большинство артисток-звезд, как театральных и киноактрис, так и эстрадных, страдают этим комплексом (откуда, собственно, название это и пошло). Симптоматично, что почти у всех из них нет нормальных семей, отношения с мужчинами постоянно заходят в тупик.
Можно ли изжить в себе “комплекс звезды“? Трудно сказать. Я таких случаев успешной борьбы с этим не знаю. Но, думаю, что в принципе, можно, работая над собой повысить уровень критики-самокритики, чтобы обеспечить себе более адекватный уровень самооценки. Однако, больших успехов ожидать не стоит. Лучше просто, зная эту свою особенность, с нею смириться.
*Неврозы - психосоматические заболевания психогенной природы, при которых возникают обратимые нарушения физиологических функций организма. Они могут приводить к возникновению более серьезных заболеваний впоследствии.
© Д.И. Слащов, 2008 год
----
Статья писалась давно, и, в силу ряда причин я не упомянул в ней о многом, о чем стоило бы - например, о противоречии такой модели поведения концепции женственности. Но я решил не переписывать все заново для публикации на Гале. Однако, изучая литературу, я наткнулся на очень интересное исследование, опубликованное в февральском журнале NeuroImage которое касается как раз этой темы. Вкратце скажу, о чем там речь:
Исследователи с кафедры психологии исследовательского центра Университета Техаса в Остине, Jennifer S. Beer и Brent L. Hughes исследовали методом МРТ мозг 20 подопытных человек в динамике. Подопытным задавали вопросы, касающиеся их самооценки. В ходе исследования было статистически установлено, что уровень активности лобных долей коры головного мозга у тех, у кого самооценка была выше, чем у других участников заметно меньше, чем у тех, у кого самооценка была ниже. (на самом деле данное исследование весьма и весьма сложное и его не нужно понимать примитивно - как “те, у кого самооценка выше - глупей“. Там речь идет об инструментальном изучении того, какие именно мыслительные усилия затрачиваются на самооценку и связь их с уровнем самооценки. Небольшая ремарка: у современных русских авторов в этой области, с горечью надо признать, нет и десятой доли технических возможностей, имеющихся у западных исследователей - русская современная психологическая наука, пользуясь, в основном, умозрительными и малозатратными методиками исследований, стремительно деградирует, увы.)Из данного исследования можно уверенно сделать вывод, что формирование позитивной самооценки - более быстрый и легкий мыслительный процесс, чем работа над собой связанная с критическим осмыслением действительности.