ответ для: Glafira2020
Из повести Лескова (“Житие одной бабы“):
“...Сызмальства у нас к этой скверности приучаются и в мужичьем быту и в дворянском. Один у другого словно перенимает. Мужик говорит: «За битого двух небитых дают», «не бить – добра не видать», – и колотит кулачьями; а в дворянских хоромах говорят: «Учи, пока впоперек лавки укладывается, а как вдоль станет ложиться, – не выучишь», и порют розгами. Ну, и там бьют и там бьют. Зато и там и там одинаково дети вдоль лавок под святыми протягиваются. Солидарность есть не малая.
Эх, Русь моя, Русь родимая! Долго ж тебе еще валандаться с твоей грязью да с нечистью? Не пора ли очнуться, оправиться? Не пора ли разжать кулак, да за ум взяться? Схаменися, моя родимая, многохвальная! Полно дурачиться, полно друг дружке отирать слезы кулаком да палкой. Полно друг дружку забивать да заколачивать! Нехай плачет, кому плачется. Поплачь ты и сама над своими кулаками: поплачь, родная, тебе есть над чем поплакать!...“
И понятно дело, это не только у Лескова, у всех классиков полно описаний жутких нравов тех времён. Да и более поздних тоже.
И не просто про наказания розами или ещё чем.
А про то, что вообще не считались с более слабыми (женщинами и детьми): беременных мужья спокойно в животы били, по голове стукнуть - проще-простого, с ребёнка кожу содрать при порке - обычное дело, женщину изнасиловать - “птичий грех“, и т.д. и т.п..
И за всё это никого не наказывали.
Если только за убийство, да и то не всегда.
Вон у Толстого (вроде в “Анне Карениной“) случай приведён : мужик жён своих со свету сживает, до смерти их умучивает, а мать его ходит к барину и выспрашивает сыну новых жён, т.к. ему “нельзя“ без жены. Барин спрашивает: - Так зачем ему жена, если он их до смерти изводит?“, а бабка реально не понимает “а что тут такого?“
--------------------
Это всё я к моменту про “сейчас такие времена“, и т.д..
ЛУЧШЕ чем СЕЙЧАС в России времён не было.