Между мужчинами и женщинами помимо анатомических различий существуют различия психологические. Мужчины строят жизнь, ориентируясь только на себя, а мы, женщины, тоже ориентируемся на них – и из-за этого все наши неприятности.
Я – самая обаятельная и привлекательная
Мы изо дня в день внушаем себе эту волшебную формулу, чтобы поверить в свою самостоятельную значимость. С детства мы склонны к чуткости и чувствительности, мы созданы для дружбы, любви, материнства, за что достойны всяческих похвал. Но даже у всего хорошего должен быть свой предел.
С одной стороны, невозможно жить с человеком, не жертвуя какими-либо своими потребностями. С другой стороны, жертвуя слишком многим, женщина вообще теряет свое “я“. Каждый раз, когда вы отказываетесь от любимого дела, заветной мечты или близкой подруги, которые почему-то не устраивают вашего мужа, вы лишаетесь частицы своей души. И чем чаще вы приносите себя в жертву, тем меньше вас остается. Однажды вы можете просто не увидеть себя в зеркале. А мужчина, не увидев в вас ничего, кроме собственного отражения, ваших жертв скорее всего не оценит.
Мужчину защищает жизненная установка: “Я – первичен, прочее – вторично“. Однако в бесконечной борьбе с другими мужчинами за место под солнцем, за женщину, за пост президента какого-нибудь АО НИИЧАВО мужчина может попасться на другую удочку: он может превратиться в типичного трудоголика со всеми вытекающими отсюда печальными для личной жизни последствиями.
Мужское “я“ противостоит всему окружающему. Все окружающие – конкуренты, которых надо победить. Это начинается еще в мальчишеских играх, формирующих мужские качества: решительность, самоуверенность, независимость, потребность в большей дистанции между “я“ и другими.
Кстати, о дистанции. Много женских сердец разбилось об эту цитадель. Уясните, наконец, фундаментальную истину: мужчины способны только к ограниченным проявлениям близости, и когда лимит интимности исчерпан, они начинают подсознательно испытывать дискомфорт, от которого, естественно, спешат избавиться – утыкают нос в газету, удаляются в ближайшую пивную, торчат до ночи на работе, затевают игры в молчанку, наконец, заводят любовницу – и все это ради сохранения своей призрачной крепости под названием “дистанция“. У некоторых доходит до патологии: например, у закоренелых холостяков, не способных делить жизненное пространство ни с кем – разве что с собакой.
Мы же, наоборот, стремимся подпустить атакующего “противника“ к своим бастионам как можно ближе, готовы распахнуть перед ним все тайники своего сердца. И искренне недоумеваем, когда атакующий в страхе бежит в противоположном направлении.
А ведь все очень просто: долг платежом красен, и мужчина, понимая это, не хочет дожидаться того момента, когда рассказавшая о последнем своем секрете женщина потребует от него того же.
Что чувствует женщина, разбив нос о прозрачную стену мужской дистанции? Сначала недоумение (что случилось, ведь все было так замечательно?), потом боль (удар-то действительно силен) и наконец, вину (что я сделала не так?).
Чувство вины – тоже одна из основных психологических особенностей слабого пола. Проявляется это еще в детском возрасте и с годами разрастается прямо-таки до пугающих размеров.
Лихорадочные поиски несуществующих ошибок безнадежно занижают нашу самооценку и настолько занимают ум, что мы никак не можем усвоить простое правило: чем меньше мы от мужчины требуем, тем больше получаем.