В наше время почему-то все чаще встречаются полные дети. Медицинская статистика в “цивилизованных странах“ бьет тревогу, сообщая, насколько год от года растут цифры. Однако в обыденном понимании полнота стала почти нормой.
Вообще, с точки зрения физиологии, детское ожирение - это нонсенс. Его быть не должно. Физиологические особенности детского организма таковы, что закормить его до ожирения второй степени весьма проблематично. Мамы, наверняка, помнят, что невозможно перекормить младенца, даже если он проголодался. Все, что превышает размеры желудка, идет назад, не усваивается. И пока детский организм растет, он не способен накапливать жировые отложения в той степени, как это происходит у взрослых. Просто потому, что все “уходит в рост“, либо “сгорает“, благодаря движению. Так почему же толстеют дети?
С медицинской точки зрения, основные причины полноты это переедание, гиподинамия, гормональные нарушения, недостаток аминокислот, микроэлементов и витаминов и, в редких случаях, сахарный диабет.
Почти все причины в основе своей психофизиологические. Общим знаменателем всех причин, на мой взгляд, является “нарушение контакта с собственными ощущениями“. Это когда какое-то ощущение есть, но что оно означает, о чем говорит, не понятно. Природа всегда дает нам “обратную связь“ в виде ощущений. Эти ощущения мы, с каждым днем своей жизни, учимся дифференцировать, уточняем, определяем, о чем они нам сигналят.
Так вот, отчего-то эта связь с собственным телом нарушается. Отчего?
Причина первая. Нам не интересно разбираться в ощущениях. Это кажется скучным, ненужным. И мы переключаемся на другие, более интересные, “источники информации“. Например, на телевизор. Современная культура переполнена рекламой, которая стремится любыми способами захватить, завоевать внимание, поразить воображение. Как вам эти слова, “захватить“, “завоевать“, “поразить“, не кажутся военными?
Понятно, что пока внимание захвачено, нам оно в этот момент не принадлежит. Им владеет тот, кто его захватил. В нашем примере - телевизор. До ощущений ли собственного тела нам в этот момент?
И вот апофеоз - еда перед телевизором. Не секрет, что американцы - самая ожиревшая в мире нация, это сомнительное первенство удерживают, во многом, благодаря привычке жевать перед экранами. Ведь это, пожалуй, лучший способ бесконтрольного переедания. Когда заглотил и не помнишь “а был ли пончик?“. Эмоции, переживаемые вместе с героями фильмов, с лихвой перекрывают сигналы “перерастянутого“ желудка.
Причина вторая. Слишком высокий уровень дискомфорта в теле. “Шум ощущений“. “Помехи“ настолько существенны, что нет возможности “расслышать“ и понять, о чем сигналит тело. Отчего такое может быть? От накопившихся нереализованных потребностей. Самых обычных. Например, хочется почесаться, а нельзя, приличия не позволяют.
Мы знаем, что любая наша потребность проявляет себя именно дискомфортом. Благодаря ощущениям, мы узнаем о том, что нам “чего-то надо“. Для детей, например, одной из важных потребностей является потребность в движении. Сразу вспоминаются перемены в младшей школе. Когда, после звонка на перемену, начинается “массовое бешенство“, которое нельзя ничем остановить. Сорок минут ограниченной подвижности во время урока восполняются “стоянием на ушах“ во время перемены. Иначе не выжить. Ничего не поделать, потребность.
Позже, под натиском педагогов, и общественного мнения, что “взрослые мальчики и девочки на ушах не ходят“, мы усмиряем свою прыть. И, тем самым, повышаем уровень внутреннего дискомфорта. Вывод: требуется устроить для своего ребенка возможность для свободного движения и проявления себя. Иначе дискомфорт будет заедаться. Надо же как-то “делать себе хорошо“. Стоит подумать, в какое конструктивное русло направить буйную энергию вашего ребенка, чтобы она не застаивалась.
Причина третья. Заполнение “душевной пустоты“ едой. Хочется “душевного общения“, понимания, “душевной близости“. А вместо этого: “ты сделал уроки?“, “ты помыла посуду?“, “где твой дневник?“. “Какие чувства, когда столько дел?“ - рассуждает среднестатистический родитель. В результате, у ребенка еды в достатке, а на душе пустота. И пустота заполняется едой. Лучше, конечно, было бы родителю заполнить ее любовью, участием делах ребенка, интересными совместными занятиями, но на это не хватает ни времени, ни сил.
Еда, кормление, как утверждают психоаналитики, с момента рождения становится эквивалентом любви и принятия нас в новом мире. Но это верно только для новорожденного состояния. А позже, как ни наедайся, все равно “чего-то будет не хватать“. Может, все-таки, найти время, чтобы пообщаться с ребенком по душам, чтобы было полное доверие, и ощущение “душевного родства“?
И последняя причина. Скрытый голод. Это неудовлетворенность искусственными вкусами, на фоне нехватки важных для организма микроэлементов. Чипсы, кока-кола, кириешки - обычный перекус подростка. Но остается ли после пачки чипсов ощущение, что мы получили от еды то, что хотели? Желание “поесть еще“ остается, несмотря на выраженное ощущение сытости.
Отчего такое может быть? Все на уровне физиологии. Раздражение вкусовых рецепторов вызывает обильное слюновыделение и секрецию органов ЖКТ. Именно эту рефлекторную реакцию мы “принимаем“ за аппетит. И не важно, искусственными вкусами она вызвана, или натуральными. Но потребность в природных веществах остается неудовлетворенной.
Дети попадаются на этот обман, измеряя “вкусность“ слюновыделением. Может, их просто начать кормить вкусной, но натуральной едой?
Нам взрослым осталось разобраться в том, какие из названных причин присутствуют у наших детей, и на что мы можем повлиять. Что в наших силах изменить, исправить. Ведь природа, когда мы слишком грубо нарушаем ее законы, удивляет нас своими “чудесами“, вплоть до мутаций. Впрочем, со всем этим мы можем справиться, когда известны причины, которые к этому приводят.
На этом пока все.
До скорой встречи!