| ||||||
| ||||||
|
начало
-
karoli7 28.03.16 16:49
Гелла - это помощница Воланда и единственная женщина в его свите, роль у нее в романе второстепенная, но между тем заметная, яркая, к тому Гелла была красавицей: рыжеволосая с зелеными глазами, вот такая ведьма-служанка с распутным взглядом -
бася 54 28.03.16 14:44
ответ для: ginger_Ann
Анютик766 писал(а): Он сам был из религиозной семьи, отец -богослов и историк церкви. И потом, в 20-30 годы была масса людей,хорошо разбиравшихся в религии всего то после Октября 17прошло 20 лет, и требования к скажу так околорелигиозному тексту были намного выше. Кстати, есть мнение,что опубликованный в 30-е годы роман не наделал бы столько шума, как в 67-68, когда все религиозное поколение исчезло.Ведь многие приходили к Евангелию именно через Мастера и Маргариту.
Да, я то же об этом читала. Хорошо, если после прочтения люди к Евангелию приходили. Основная масса считает, что сцены, описанные Булгаковым и есть правда. -
ginger_Ann 28.03.16 14:27
ответ для: бася 54
Он сам был из религиозной семьи, отец -богослов и историк церкви. И потом, в 20-30 годы была масса людей,хорошо разбиравшихся в религии (всего то после Октября 17)прошло 20 лет, и требования к (скажу так) “околорелигиозному“ тексту были намного выше. Кстати, есть мнение,что опубликованный в 30-е годы роман не наделал бы столько шума, как в 67-68, когда все религиозное поколение исчезло.Ведь многие приходили к Евангелию именно через “Мастера и Маргариту“. -
бася 54 28.03.16 14:18
ответ для: ginger_Ann
Анютик766 писал(а): Аваддон и смерть
Огромное СПАСИБО!
Лишний раз убеждаюсь, в том, что Булгаков писал для людей хорошо знающих все религиозные книги -
бася 54 28.03.16 14:05
ответ для: McGzkjZ1
McGzkjZ1 писал(а): Анютик 766 ее может переплюнуть,они друг друга стоят
А мы, вообще-то, с Анютик 766 не соревнуемся. -
McGzkjZ1 25.03.16 23:14
ответ для: Марc АТАКУЕТ!
Анютик 766 ее может переплюнуть,они друг друга стоятМарc АТАКУЕТ! писал(а): бася 54, очень интересно пишете! -
Queen of owls 25.03.16 22:36
да просто вампирка из его свиты -
ginger_Ann 25.03.16 22:33
ответ для: бася 54
«Аваддон и смерть»
…С неподвижным взглядом,
Как белый мрамор холоден и нем,
Как Аббадона грозный, новым адом
Испуганный, но помнящий Эдем…
М. Лермонтов. «Сашка»
Абадонна уже был представлен читателю. Сначала – заочно. На глобусе Воланда взлетает клуб черного дыма, и Маргарита видит «маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего руки маленького ребенка.
– Вот и все, – улыбаясь, сказал Воланд, – он не успел нагрешить. Работа Абадонны безукоризнена» (675).
Это странно и пугающе. Воланд редко отдает приказы о смертной казни, и то по строжайшему отбору и после суда (или, по крайней мере, приговора). А тут – убийство заведомо невинного существа, убийство ребенка! Может быть, это ответ на вопрос Ивана Карамазова – страдания детей идут от злодея-сатаны? Ведь мессир улыбается – радуется… Но вчитаемся внимательнее: «работа безукоризненна» – убит сразу; не страдая, обрел смерть. А смерти ведь нет – как учил Иешуа Га-Ноцри… Не грешившее дитя без страданий попадет в рай, и мать с ним в смерти не разлучена. Быстрая смерть – милосердие; Мастера и Маргариту тоже спасают смертью. Вдумаемся – какое ужасное спасение!
В этом слышится мучительное противоречие: светлое «смерти нет» Иешуа, весеннее, радостное слово – и ребенок в луже крови.
Это – единственная точка в книге, где Воланд показывает себя настоящим Точка, в которой впервые появляется грозный, немой, мраморно-белый – по Лермонтову – демон-палач, стократ более страшный, чем Азазелло.
Боюсь, что мы ничего не поймем в «Мастере», если не найдем этического обоснования формулы Воланда: «Он не успел нагрешить». Судейская справедливость, любые рассуждения о двойственности понятий зла и добра рушатся, ибо сердцем мы знаем твердо: смерти ребенка нельзя радоваться.
Что же, начнем разбираться по привычному порядку. В «Брокгаузе» есть статья «Аваддон»: «Аваддон по евр. – уничтожение, прекращение бытия, нечто в роде буддийского нирвана, употребляется в Ветхом Завете синонимом смерти и преисподней: „Аваддон и смерть говорят…“ (Иов, 28, 22), „Преисподняя и Аваддон…“ (Притч. Сол. 15, 11). В Откровении св. Иоанна (9, 11) А. представляется особым духовным существом, как ангел бездны, „имя которому по-евр. Аваддон, по-гречески Аполион“.
Итак, булгаковская трактовка Абадонны прямо идет из энциклопедии: уничтожение бытия есть вид нирваны, т. е. отрешения и спокойствия. Если обратиться к источникам, образ демона-палача станет еще насыщенней и грозней. Притчи Соломоновы как бы обосновывают три казни, исполненные по приказу Воланда в Москве (Берлиоза, Майгеля, Бенгальского): «Злое наказание —уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих»[46].
Тройка казненных – литературный босс, шпион и бесстыдный враль конферансье – есть «уклонившиеся от пути» и, разумеется, «ненавидящие обличение» своей скверны – такие уж у них профессии. Но «злое наказание» – через Аваддона – идет не от Бога, а от сатаны. И ему открыты «сердца сынов человеческих»…
По Апокалипсису, Аваддон – не «духовное существо», как почему-то оценил его автор статьи «Брокгауза». Он – руководитель одной из казней Страшного суда, царь чудовищной саранчи, вышедшей из «кладезя бездны». «И дано ей не убивать их (людей. – А. З.), а только мучить… В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них»[47].
По Иоанну Богослову, Аваддон мучит без убийства, по Булгакову, Абадонна убивает без мучительства. Для Булгакова совершенно неприемлема главная апокалиптическая линия – Божье руководство мучительством. По Иоанну, ангел выпускает Аваддона из бездны. У Булгакова это делает Воланд. Снова заменяет Бога…
Наконец, в Книге Иова – третья трактовка этого образа. «Откуда не исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего. …Аваддон и смерть говорят: „ушами нашими слышали мы слух о ней“. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее»[48].
В «Мастере и Маргарите» Воланд, «знает путь ее и ведает место ее». Введя Аваддона-Абадонну в сферу власти Воланда, Булгаков еще раз подчеркнул то, что мы постоянно отмечаем: заменяет Бога. Самый страшный из слуг Яхве стал самым ужасающим из слуг Воланда, учредителем войн. «Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого и результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы» (675), – рекомендует его Воланд.
«Холодный и убежденный палач», как сказал бы Пилат; вернее – ледяной образ смерти.
Но сейчас нам интересней то, что Абадонна как бы не совсем подчиняется и В книгах Ветхого Завета Аваддон несколько эмансипирован от Вседержителя; «Аваддон и преисподняя», «Аваддон и смерть» обозначаются почти как самостоятельная область космоса – «открытая перед Господом», но не подчиненная ему непосредственно. Интонация такая: раз уж эта область «открыта», раз уж она не знает чего-либо, то какова же власть Яхве, знающего все!
Тончайшими деталями Булгаков показывает подобную двойственность Абадонны: он не присутствует в свите, но является по вызову или ради особо торжественных случаев; он инициирует сам – Воланд наблюдает его деяния со стороны, как всю жизнь людей.
Двойственность чувствуется и в сцене, где мессир представляет Абадонну королеве бала; продолжаю цитату: «Абадонна, – негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках. Эти очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда.
– Да перестаньте, – крикнул Воланд… – Ведь видите же, что он в очках. Кроме того, никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-нибудь преждевременно. Да и, наконец, я здесь. Вы у меня в гостях! Я просто хотел вам показать.
Абадонна стоял неподвижно.
– А можно, чтобы он снял очки на секунду? – спросила Маргарита…
– А вот этого нельзя, – серьезно ответил Воланд и махнул рукой Абадонне и того не стало…» (675, 676).
Удивительно! Он вроде чересчур усердно убеждает Маргариту, как бы успокаивая себя: «Да и, наконец, я здесь». Воланд боится – и знает чего: Абадонна никогда не появляется «преждевременно». Может быть, он и Маргарите явился не преждевременно? Может быть, события вырвались из рук самого владыки, и он догадывается теперь, что немного часов спустя ему придется послать Азазелло убить Маргариту и Мастера?..
Здесь таинственный узел, разрешить который нам еще предстоит. Ведь Абадонна связан с мессиром знаком Страшного суда, что обозначается перед самым явлением демона. Мы впервые видим левый глаз Воланда как «узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней» (669). Символ даже двойной: «игольное ухо» – намек на притчу Иисуса о богатых на Страшном суде; «бездонный колодец» – из него и вышло войско Аваддона. «Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя… и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя»[49]. Пугающий образ, который не смягчается даже тем, что портрет Абадонны во всех деталях списан с портрета героя фривольной поэмы Лермонтова «Сашка» (см. эпиграф к этой главе). Портрета иронического – какой «Аббадона» из распутного подростка? Сравниваем: Абадонна грозен, «исключительно бледен», юношески худ, стоит неподвижно, и взор его, ясно же, неподвижен – поскольку он в темных очках… И имя читается не по Библии, а по «Сашке». Это всегдашний булгаковский смех – пронизывающий все, и возвышающий, и принижающий все. Абадонна «пролитературен», как все демоны в «Мастере и Маргарите»; это ничего не меняет – мы поставлены перед двумя новыми этическими загадками. Мы не знаем, почему Воланд улыбается над мертвым ребенком и почему его связь с демоном смерти обозначена символом Страшного суда по самой мрачной книге Нового Завета. -
Марc АТАКУЕТ! 25.03.16 21:31
ответ для: бася 54
бася 54 писал(а): По-моему эти романы вообще нельзя сравнивать. Пастернак получил нобелевскую за Живаго потому, что книга была резко негативно встречена советской официальной литературной средой и отвергнута от печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской 1917 года и последующей жизни страны.
бася 54, очень интересно пишете! -
бася 54 25.03.16 17:48
ответ для: ginger_Ann
Анютик766 писал(а): Очень интересны обе книги Мирера по мастеру и Маргарите.ТАм, к примеру, подробно описан суд над Берлиозом. Очень интересно о третьестепенных персонажах типа Абадонны. Помните такого?
Ой, простите. Что Мирер про Абадонну пишет? -
бася 54 25.03.16 17:47
ответ для: ginger_Ann
Анютик766 писал(а): Я читала не статью, а целую книгу Кураева по мастеру. Пересказывать нет смысла, но там подробно описано, каким образом Мастеру был надиктован роман Воландом. Очень интересны обе книги Мирера по мастеру и Маргарите.ТАм, к примеру, подробно описан суд над Берлиозом.Очень интересно о третьестепенных персонажах типа Абадонны. Помните такого?
Абадонна, демон в романе-смерть. А что об этом Кураев пишет? -
бася 54 25.03.16 17:45
ответ для: ginger_Ann
Анютик766 писал(а): Да, я в курсе дела. И с мастером с вами согласна. И Иешуа не получился в обоих фильмах. Иван Бездомный хорош и у Гармаша, и у Галкина. Свита примерно одинакова в обоих фильмах.
У обоих режиссеров задействованы практически одни и те же актеры, но на разных ролях. У Бортко игра актеров, особенно Пилата, ближе к роману.
«регистрация | вход
![]() ![]() ![]() ![]() |
- моя успешная борьба с лишним весом! меня часто называли “коровой“! потеря 12 кг
- за 3,5 месяца - 16 кг! красивая фигура к лету! - 21 см в объёмах! я таю на глаза
- - 22 кг и 10 см! выглядела как шарик! посмотрела на себя в зеркало и поняла - та
- - 14 кг! я похудела! мне помог развод! начала новую жизнь! мое фото!
- - 27 кг! мой фантастический успех! я сменила 50-й размер на 42-й! муж мной горди
- все в наших руках! главное, не запускать себя! похудела на 30 кг!
- мое кардинальное изменение! похудела на 10 кг! мое фото до и после!
- моя история похудения! мой любимый от меня нынешней просто в отпаде! фото!
- раньше меня все оскорбляли! сбросив 19 кг я поразила своих друзей и знакомых! те
- свобода из плена жира! за год я избавилась от 89 кг и 59 см в объеме бедер! смен
- новая фигура - новый гардероб! моя борьба с весом: я сбросила 17 кг! перестала с
- - 21 кг! считала калории, подключила бодифлекс и кручу обруч! спасибо galya.ru и
- я уже сбросила килограммы! не собираюсь тормозить! моя цель - минус 10 кг к лету
- я нашла правильную систему питания! поставила цель и похудела - на 12 кг за три
- - 10 кг! на меня говорили - жирная и толстая! только теперь я поняла - красота с
- - 25 кг! диета - ловушка для жира! результат потрясающий: весь гардероб пришлось
- я доказала, что смогу: минус 54 кг и 4 размера за год! “нет“ бабским нарядам! на
- кушать можно все! как я похудела! мой опыт!
- я добилась модельных параметров! теперь ношу одежду, которая нравится и ловлю во
- я убрала жир с талии! теряются см, уменьшается размер!
- все истории»
смотри фотоприколы: | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Политика обработки Персональных данных»
Согласие на обработку персональных данных»
|