-
Я убежден, что состояние пустоты (“экзистенциального вакуума“) — беда, главным образом, интеллектуального и образованного человека. С моей точки зрения, сам экзистенциализм — во многом философия, написанная “яйце-головыми“ и для “яйцеголовых
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Невозможно разрешение вопросов философских человеком, не имеющим опыта целостного осмысления как себя, так и мира, как нет, конечно, никакой возможности доставить на рынок пятилетнее животное раньше, чем ему исполнится пять лет
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Только перед существом, осознающим себя в своей целостности, может стоять вопрос о смысле его бытия. Только перед существом, осознающим мир в его целостности, может стоять вопрос об осмысленном бытии в мире. Если ты сознаешь себя лишь до желудка включительно, высший из стоящих перед тобой вопросов может быть лишь желудочным вопросом
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Смысл страдания - лишь неизбежного страдания, конечно, - самый глубокий из всех возможных смыслов
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
...определение понятия смысла жизни: он состоит в том, чтобы наша жизнь была назначена и служила действительным средством для достижения абсолютно ценной цели, то есть такой цели, преследование которой было бы обязательно не ради других целей, для которых она служила бы средством, а ради нее самой
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
смысл жизни - не звезда и не химический элемент: его невозможно открыть в готовом виде - его создаем мы сами, и другого судьи, считать его достаточно или недостаточно обоснованным, помимо нашего субъективного чувства, невозможно
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Попытка дать человеку смысл свелась бы к морализированию. А мораль в старом смысле слова уже доживает свой век
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной - значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма - этих двух следствий экзистенциального вакуум
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“
-
Смысл должен быть найден, но не может быть создан
_______
“Кто может, делает, кто не может, скулит“